Кто и зачем инвестирует в киберспорт

Международная консалтинговая компания PwC прогнозирует, что киберспорт станет самым быстрорастущим рынком индустрии развлечений. До 2021 года мировой рынок будет оцениваться в 869 млн долларов, и многие крупные игроки пытаются запрыгнуть на подножку этого набирающего ход локомотива. M19 объясняют, кому и зачем это нужно.

Overwatch League и большой спорт

Турнир Blizzard наделал вокруг себя много шума, а те, кто ждёт этого события, разделились на два лагеря: одни верят в успех нового подхода к киберспорту, другие предрекают провал. Инвесторы не обошли стороной это событие и начали вкладывать деньги в потенциально прибыльную Overwatch League.

Американские спортсмены решили вложиться в киберспортивный клуб NRG, который будет представлять Сан-Франциско на OWL — в него инвестировали игрок команды футбольной команды «Окленд Рэйдерс» Маршон Линч и известный баскетболист Шакил О’Нилл. В интервью для The Red Bulletin любитель ломать кольца со cлэм-данков сравнил киберспорт с профессиональным спортом: «Пять парней пашут бок о бок, тренируются вместе, доверяют друг другу. Именно так становятся победителями». Речь, впрочем, шла о CS:GO — в команде по Overwatch играют шестеро.

шакил о'нил m19
Шакил О’Нил. Фото: Майк Понт / WireImage

Владельцем франшизы в Нью-Йорке стал директор бейсбольного клуба New York Mets и назвал команду New York Excelsior. Так как регламентом не определено, что все игроки должны быть из одного города, за Нью-Йорк будет выступать команда из Кореи — Luxury Watch Blue.

Это не весь список инвесторов: на Overwatch League будет выступать 14 команд, которые заплатили Blizzard за франшизу по 20 миллионов долларов — согласно обещаниям Blizzard, срок окупаемости вложений составит три года. Учитывая, что сейчас трансляции матчей Overwatch не особенно популярны, многие киберспортивные СМИ сомневались в этой концепции и опасались, что клубы не смогут принять участие в этом турнире, но инвесторы нашлись и охотно вложились в идею.

Интеграция спортивных клубов

Крупные клубы готовы не только на одноразовые вложения, как в случае с Overwatch League — есть и те, кто покупает киберспортивные организации, так как они приносят хорошую прибыль своим владельцам за счет спонсорства и рекламы. Среди таких — зарубежные и отечественные спортивные клубы.

Бейсбольный клуб New York Yankees заключил партнерство с Vision Esports, которым принадлежит команда Echo Fox — теперь клуб будет заниматься продвижением старых проектов и созданием новых. Под контролем организации есть состав по League of Legends и CS:GO, студия создания контента и профессиональная лига по H1Z1.

В конце августа футбольный клуб «Локомотив» создал киберспортивную команду Loko E-sports Team и начал сотрудничать с M19 — это не слияние команд, но у организаций равные права на киберфутболиста Роберта «Ufenok77» Фахретдинова. Кроме того, в команду вступили Константин «STAVR» Гирин и Артем «AFANGESS» Афанасьев, которые раньше выступали за ФК «Локомотив» на чемпионатах России по FIFA.

Игрок из футбольного клуба «Краснодар» Андреас Гранквист вместе с Мартином Далиным и Робертом Седерлингом вложили 2 миллиона долларов в Gumbler. Эта компания занимается мобильным киберспортом и ставками, но хочет расширить профиль и на персональные компьютеры. Спортсмены сказали, что им интересен технический прогресс и они рады помочь в разработке этого продукта.

Большие фирмы — большие планы

С растущей аудиторий появляется большой рынок сбыта. Это понимают и крупные компании, которые разрабатывают и продают свои продукты в разных странах. Как правило, им уже не нужно завоёвывать позицию на рынке — инвестиции в киберспорт используются, чтобы улучшить отношение аудитории к бренду.

Так, автоконцерн BMW в августе заключил контракт с Riot Games и стал партнером на время летнего EU LCS. На турнир все игроки приехали в брендированных автомобилях BMW M3. Один из автомобилей раскрасили художники в цвета игры.

bmw m19
BMW на EU LCS 2017. Фото: Riot

Это не единственный случай, когда производители автомобилей вкладываются в киберспорт. То же произошло и с ESL, когда организатор турниров подписал соглашение с Mercedes-Benz: для каждой команды подготовили свою модель E400 в цветах организации. Самый ценный игрок этого турнира, которым стал Алексей «Solo» Березин, получил автомобиль этой марки.

Знаменитая Coca-Cola не раз выступала титульным спонсором южнокорейских турниров: на заре XX века они стали титульными спонсорами лиги OSL по StarCraft, где одержал свою первую победу великий SlayerS_BoxeR, а в 2015 поддержали LCK — сильнейшую в мире лигу по League of Legends. Вряд ли Coca-Cola увеличила таким образом свою узнаваемость — она и так давно является нарицательным в мире прохладительных напитков; но зато ещё два поколения корейских потребителей стали ассоциировать бренд с чем-то актуальным, продвинутым и современным.

coca-cola m19

Лимитированные банки с Coca-Cola на LCK

Для чего это делают

Киберспорт — большой рынок сбыта рекламы. Трансляции турниров на площадке Twitch.tv собирают от десятков тысяч до нескольких миллионов зрителей — это огромная рекламная площадка, где инвесторы продвигают свои продукты. Например, World Cup 2017 по League of Legends с рекламой Aсer и немецкого оператора связи T-Mobile посмотрело 66 миллионов зрителей. Кроме прямых показов рекламных роликов, инвесторы также получают медийную огласку — упоминания в СМИ, и таким образом увеличивают уровень доверия к своему бренду.

Коллаборации с киберспортивными командами тоже помогают продвижению — например, DXRacer использует брендинг различных команд, включая M19, для создания лимитированных игровых кресел. Аналогично поступают производители компьютерной периферии: Razer, SteelSeries, Kingston и другие. Чем больше фан-база киберспортивной организации, тем лучше будет продаваться продукт с их логотипом, а уже само упоминания бренда в контексте профессионального киберспорта поднимает его в глазах аудитории над конкурентами — возможно, объективно равными ему по качеству продукции.

DXRacer m19
Кресла DXRacer с символикой M19. Образец слева будет доступен для покупки

Инвесторы без продвигаемых брендов тоже могут принять участие в развитии киберспорта не без личной выгоды. В контракте определяется доля инвестора с показов рекламы, проданных билетов и сувениров, которая ему возвращается — примерно по такой же схеме будет работать Overwatch League со спортивными клубами и нефтяными магнатами, а организатор — компания Blizzard — берётся обеспечить выход на аудиторию и прибыли с рекламных контрактов.

Зачем спешить?

Чем раньше зайти — тем больше прибыли. Вложения в киберспорт — это риск, но компании инвестируют большие суммы в продвижение индустрии. Если верить предсказаниям аналитиков, то к 2021 году киберспорт действительно станет самым дорогим рынком индустрии развлечений.

Оставьте комментарий